ru
01054 Киев, ул.Тургеневская, д.38, офис 102-103

КАК НАЗВАТЬ КОМПАНИЮ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ ШТРАФ?

20/04/2020

КАК НАЗВАТЬ КОМПАНИЮ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ ШТРАФ ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ

Придумать название для бизнеса или предприятия нелегкое дело - как ты лодку назовешь, так он и поплывет ...

Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей существует с 2004 года, с того времени в такой реестр можно внести только уникальное наименование юридического лица.

Так, согласно закону, наименование юридического лица не может быть тождественным наименованию другой зарегистрированной компании. То есть, если в реестре уже зарегистрировано ООО «ВОЯЖ», тогда такое название вы не имеете права использовать.

Учредители и юристы уже давно придумали способ, как это обойти - это добавление к названию еще одного слова. Как правило, такое слово является общим, такое как Украина, компания, фирма, название города и прочее. Еще одним распространенным способом является проставление точек, их можно проставлять как в конце слова, так и между словами, а также после каждой буквы. Проверить не совпадает название вашей компании с наименованием  другой уже  зарегистрированной фирмы,  можно в открытом доступе на сайте Министерства юстиции.

Обычно, владельцы бизнеса после того как выбрали наименование своей компании и зарегистрировали ее в реестре, больше к этому вопросу и не возвращаются.

В том случае, если владелец бизнеса использует наименование своего предприятия для индивидуализации на рынке, это наименование уже является коммерческим наименования. А коммерческое наименование является объектом интеллектуальной собственности, поэтому особенно регулируется и охраняется Законом. Коммерческим наименованием есть название, которой компания сказывается на рынке и использует его для выделения себя среди других участников рынка. Также Законом установлено, что такое наименование должно не вводить в заблуждение потребителей относительно вида деятельности юридического лица, а также их товаров и услуг. Коммерческое наименование могут иметь не только юридические лица, но и физические лица-предприниматели.

Право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование возникает с момента первого использования такого наименования и охраняется без особой регистраци  на него и независимо от того, является ли коммерческое наименование частью торговой марки.

Владельцы коммерческого наименования вправе использовать такое наименование и запрещать другим лицам его использовать. Также следует обратить внимание, что передавать коммерческое наименование разрешается только полностью с юридическим лицом, которое является владельцем такого наименования.

Коммерческое наименование кроме всего, можно официально зарегистрировать как торговую марку (знак для товаров и услуг). Это могут быть и изображение, и цифры, и слова. Перед подачей документов на регистрацию желательно обратиться с запросом в Укрпатент, чтобы узнать не зарегистрирована  ли уже подобная торговая марка. Право собственности на торговую марку подтверждается свидетельством. Также нужно не забывать, что имущественные права действуют не бессрочно, а только десять лет со дня, следующего за днем подачи заявления на регистрацию торговой марки. Поэтому необходимо каждые десять лет продлевать срок действия имущественных прав. 

Интересным фактом является то, что Закон допускает использование различными юридическими лицами одинакового коммерческого наименования, но при определенных условиях. Такими условиями являются:

1) предоставление услуг или реализация товаров должна быть на различных рынках;

2) специализация на производстве различных товаров или оказании различных услуг.

Но не все так просто. Поскольку владелец коммерческого наименования вправе требовать запретить использование не только одинакового, но и подобного наименования от другого юридического лица, реестр судебных решений содержит сотни решений, которыми в судебном порядке было запрещено использовать наименование и обязано внести изменения в ЕГР о наименовании.

Легкомыслие при выборе и использовании наименования в бизнесе может стоить проблемами, потому что с законом установлена ответственность за неправомерное использование наименования.

За использованием коммерческих наименований следит Антимонопольный комитет, который вправе привлечь к ответственности за нарушение использования наименования как самостоятельно, так и по заявлению другого лица. Такое заявление должно быть подано в Антимонопольный комитет в течение шести месяцев с момента, когда лицу стало известно о неправомерном использовании наименования другим лицом. Данное обращение является бесплатным.

В законе Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» существует две нормы, предусматривающие ответственность за неправомерное использование наименования. Так, статьей 4 предусмотрен запрет неправомерного использования обозначений, а  статья 15-1 Закона запрещает распространение информации, вводящей в заблуждение лиц, в том числе в рекламе.

При этом Антимонопольный комитет разъяснил, что в использование обозначения является недобросовестной конкуренцией лишь в том случае, когда оно применяется недобросовестно и приводит к получению преимуществ перед конкурентами и / или вводит в заблуждение потребителей.

За неправомерное использование наименования и распространения информации, вводящей в заблуждение установлен штраф в размере пяти процентов от дохода за последний финансовый год, предшествовавший году наложении штрафа. А в случае отсутствия дохода, максимальный размер штрафа может быть сто семьдесят тысяч гривен. На практике, АМКУ может оштрафовать предприятие в размере 10 процентов от дохода, если будет доказано оба нарушения.

При выборе наименования при создании предприятия, владельцы бизнеса почти никогда не обращаются в реестр зарегистрированных торговых марок, чтобы проверить такое наименование как объект интеллектуальной собственности. С одной стороны, учредители предприятия рискуют назвать свою компанию наименованием, которое уже зарегистрировано как торговая марка. С другой, рискуют в том, что придумав хорошее, уникальное название своей компании, через некоторое время могут обнаружить такое же название у конкурентов.

Ярким примером, в украинской судебной практике есть дело о неправомерном использовании в хозяйственной деятельности без разрешения международной компании «R&A BAILEY & CO» (Ирландия) названия и оформления упаковки (этикетка и бутылка) ликеров «O ' DAILY», что в совокупности, являются схожими на название и оформлением упаковки (этикетка и бутылка) ликеров «BAILEYS», которые международная компания «R&A BAILEY & CO» раньше ООО «Котнар-М» начала использовать  в хозяйственной деятельности.

Выводы:

  1. Проверяйте наименование вашей компании в базе зарегистрированных торговых марок перед тем, как подписывать документы. 
  2. Если придумали что-то уникальное зарегистрируйте торговую марку: это несложно, но очень надежно.
  3. Ваша легкомысленность может стоить вам штрафом в размере 10 процентов вашего дохода и запрете использовать название вашего предприятия. 

OLSTEN PARTNERS много лет помогает открывать бизнес и мы в своей практике видели много ошибок допущенных нашими клиентами по неосторожности и легкомысленности. Помогая таким клиентам решать юридические проблемы,  мы получаем бесценный опыт, которым готовы делиться с другими.

 

 


Задать вопрос